Обзор вездеходов

 На фоне современного технического прогресса потребность в вездеходах, способных легко преодолевать препятствия, служить транспортным средством для перевозки людей и грузов, постоянно растет. При этом вездеход должен быть устойчив к суровым климатическим условиям, достаточно прост в управлении и обслуживании, комфортабелен, способен развивать необходимую скорость, обладать грузоподъемностью. 

 Однако на сегодняшний день применяться практически на любой местности могут лишь некоторые опытные образцы вездеходов. Поэтому в настоящее время актуальным направлением работы конструкторов является поиск нетрадиционных типов движителей и новых способов увеличения вездеходных характеристик внедорожников.

 

 На данный момент можно выделить несколько основных типов вездеходов отечественного и импортного производства, широко применяемых в различных отраслях. Это:

  • Многоколесные вездеходы, активно эксплуатирующиеся на сыпучих грунтах, благодаря увеличенному числу колес внедорожника. Применение широкопрофильных, арочных шин, а также пневмоколес позволяет в значительной степени уменьшить удельное давление вездехода на грунт.
  • Транспортные гиганты характеризуются большим диаметром колес. Для сравнения – дорожный просвет или расстояние от поверхности грунта до самой нижней точки шасси у легкового автомобиля составляет 150-200 мм, у вездеходов – 350-500 мм.
  • Шарнирные и сочлененные вездеходы находят свое применение на сильнопересеченной местности, особенно там, где имеются высокие вертикальные преграды, крутые холмы. Классическая компоновка автомобиля непригодна в подобных условиях. Конструкторским решением этой проблемы стало появление сочлененных вездеходов, а также машин с «ломающейся» рамой.
  • Автопоезда – это, прежде всего, внушительная грузоподъемность, не ограниченная лошадиными силами одной машины. Приоритетной задачей конструкторов в отношении данного типа вездеходов был и остается поиск технического решения по увеличению проходимости автомобиля.
  • Гусеничные вездеходы – история гусеничного движителя насчитывает порядка 100 лет. По сравнению с колесными вездеходами гусеничные машины не отличаются большим разнообразием, однако технический прогресс также коснулся основных направлений их развития: неоднократно происходило увеличение длины и ширины гусениц, появились шарнирные и многосекционные гусеничные вездеходы. Основное преимущество внедорожников на гусеничном ходу – незначительное удельное давление на грунт. К недостаткам следует отнести сложность вхождения в поворот, особенно на рассеченной местности, и трудоемкое техническое обслуживание.
  • Передовые идеи – так можно назвать раздел, куда относится достаточно большое число машин, передвигающихся по местности принципиально новыми способами. - Это комбинация колесного и гусеничного хода, что в случае передвижения по сложному рельефу обеспечивает вращение как катков, так и гусениц. Во время поездки по шоссейной дороге вращаются только нижние катки гусеницы.

- Червячные или шнековые вездеходы, в основу конструкции которых положен принцип Архимедова винта. Поступательное движение внедорожника обеспечивают ввинчивающиеся в грунт винты-ротеры, которые и получили название «червяки».

- Вездеходы на воздушной подушке, как бы приподнятые над землей за счет нагнетаемого под днище воздуха, характеризуются лучшей проходимостью и малым давлением на грунт.

- Вездеход с применением пневмокатков был  разработан американской фирмой «Локхид». На месте колес находился оригинальный движитель, состоящий из трех пневмокатков, закрепленных радиальными кронштейнами под углом 120°.

- Колесно-шагающие механизмы – шагоходы в настоящее время не нашли широкого применения, однако экспериментальные образцы все же были созданы и опробированы.


Смотрите также:
Вездеход «Странник 010»
Типы вездеходов
Обзор вездеходов
О вездеходах на шинах низкого давления
Вездеходы-амфибии
Гусеничные вездеходы-амфибии
Пневмовездеходы - вездеходы на пневмоколесах
Вездеходы Хищник
Самодельные вездеходы, вездеходы-самоделки
Вездеходы для Сибири и районов Крайнего Севера: Тюмень, Красноярск, Ханты-Мансийск