Вездеходы на шинах низкого давления – история и перспективы развития

Отличительной чертой вездеходов на шинах низкого давления служат огромные колеса и сверхнизкое давление (от 0,15 до 0,5 атмосферы) в шинах, что позволяет этим машинам преодолевать различные препятствия – рыхлый снег, глинистые участки пути, переплывать водоемы, не касаясь днищем воды.  Помимо отличной проходимости вездеходы на шинах низкого давления характеризуются хорошей грузоподъемностью и при относительно небольшой собственной массе могут везти за собой тяжелогруженый прицеп. Особенно любимы и почитаемы эти машина в районах Крайнего Севера.

 Если обратиться к истории вопроса, то станет понятно, что человек достаточно быстро научился преодолевать водное, воздушное и даже безвоздушное пространство, но снежные равнины долгое время представляли собой труднопреодолимое препятствие. Как выяснилось, крайне сложно было минимизировать удельную нагрузку лыж или колес  автотранспорта на квадратный сантиметр снежного покрова.

 1912 – дата появления аэросаней, сконструированных русским инженером Кузиным. Подобное средство передвижения на тот момент являло собой поистине революционное техническое  изобретение, которое, однако, все же обладало рядом недостатков: невозможностью осуществлять подъем, преодолевать препятствия. Впоследствии аэросани были модернизированы и в настоящее время представлены как самодельными моделями, так и промышленными образцами, выпущенными на заказ.

 После войны отечественная промышленность выпускала гусеничные вездеходы, лыжно-гусеничные, вездеходы на пневмоколесах, последние оказались наиболее перспективными.

 Прародителем вездехода на шинах низкого давления стал так называемый каракат – мотоцикл на колесах от грузовой машины. Такая техника могла довольно-таки быстро (со скоростью 25-50 км/ч) передвигаться по рыхлому снегу и бездорожью, а также плавать. Однако невозможность защититься от холода, передвигаясь на каракате, вынудила изобретателей создать снегоболотоход . Это был небольшой вездеход на базе мотоколяски-«инвалидки».

 Еще чуть позже каракат был снабжен корпусом-кабиной, изготовленной из топливного бака самолета МиГ-23. Грузоподъемность такой машины равнялась ее собственному весу.  Но по-прежнему главным достоинством вездеходов на пневматиках оставалась их превосходная проходимость. Большая площадь контакта с поверхностью  минимизирует удельное давление на грунт и в несколько раз увеличивает тяговые усилия машины, что позволяет использовать вездеход с прицепом.

 Колеса вездехода на шинах низкого давления в воде работают в качестве движителя и одновременно обеспечивают водоизмещение. Именно поэтому машина не тонет и даже не задевает днищем за воду. Боковые двери, воздухозаборники, «выхлоп» расположены выше ватерлинии, что обеспечивает сохранность и безопасность амфибии даже в бурлящих реках. 

 Другой вариант универсальных снегоболотоходов – это машины-прототипы, а именно прототипы «Нивы» или «УАЗа», однако отождествляет их только кузов, в остальном – это вполне «самостоятельное» техническое изобретение.

  Вид таких машин впечатляет, но, к сожалению, и они не лишены недостатков: преодолевая водные преграды, многие из подобных вездеходов погружаются слишком глубоко и «топят» мосты, систему тормозов, создают угрозу безопасности генератора; их вес достигает 2,5 тон; в салоне может разместиться только один пассажир – все остальное место занимает запаска огромных размеров (для справки – диаметр колеса подобного внедорожника составляет порядка 1300 мм, ширина – 600 мм); протекторы «Нивы» или «УАЗа» на глинистых дорогах очень быстро забиваются грязью.

 Более совершенным можно считать полноприводный вездеход на шинах низкого давления с «жигулевской» кабиной. Этот снегоболотоход снабжен вместительным грузовым отсеком, имеет небольшой вес, защищен от коррозии современными лакокрасочными составами, подвеска предполагает регулируемую жесткость в зависимости от загрузки. Данный внедорожник взял от серийных легковых автомобилей очень многое: силовой агрегат, приборную панель, передние сидения, ветровое стекло и.д. Он удобен, как легковой автомобиль, - в нем предусмотрена шумоизоляция и приточно-вытяжная вентиляция, глушитель расположен снаружи, в салоне не пахнет маслом или бензином, но вместе с тем вездеход отличает способность быстро передвигаться по воде, преодолевать уклоны  и косогоры, не опрокидываясь при движении. Повышенной проходимости способствуют также камеры, дополненные специальным резиновым протектором.

 К вездеходам последнего поколения можно также отнести и внедорожники под маркой «Странник». При небольшом диаметре колес (всего 86 см) его отличает высокая проходимость, которая обеспечена постоянным контактом с поверхностью всех восьми колес, свободным вращением кабины, балансирной подвеской, большим клиренсом. «Странник» стопроцентно надежен и безопасен, водитель этой машины может быть уверен, что самостоятельно отремонтирует машину в случае необходимости («Жигулевский» двигатель прост и понятен) и будет защищен от холода отапливаемой кабиной. 

 Надежность данной модели вездехода на пневмоходу обеспечена сочетанием нескольких факторов: полуметровым ходом подвески, состоящей из одного подшипника, механизмом ломающейся рамы, невозможностью возникновения запредельных ударных нагрузок благодаря наличию роликов небольшого диаметра в колесном механизме.

 «Странник» отличается плавучестью: каждое его колесо – это 250 кг выталкивающей силы.